Алла (astravika) wrote,
Алла
astravika

гений и злодейство

что ни говори, а Лотман увлекает не только своим профессионализмом, при всей предсказумости подходов, он небанален. в нем есть важное -широта, размах взглядов,так сказать...и небоязнь заглянуть в щелку,когда это надо.он всегда расширяет.увеличивает контекст: дополнительный источник, еще дополнительный источник..еще двадцатьпять "источников" и бац! реально тема выглядит по-новому..свежо)
не в первый раз я читаю Лотмана. никогда не забуду,как удивительны показались слова о Витте, о декабристах.. примерно так:декабристы стремились к полякам.. еще бы, такая сила.Пестель был даже готов жениться на старой страшной дочке Витта...а Витт их сдал!. не на тех поляков нарвались,короче.
он был не просто польского, а "польско-украинского" происхожения)))
а любовница Витта СобчакСобаньска?..о.это украшение литературного-полицейского процесса))
так вот.недавняя книга "Карамзин"..вернее,"Сотворение Карамзина"..еще вернее.и четче - под вывеской "карамзин"книга содержит обзор,подробный и обстоятельный, жизнь русских в революционном Париже исамого процесса,практически без русских..сам Каразин- предлог, но это основа для многих ценных.интересных наблюдений и соответствующих выводов.
Про майданутого посольского попа я уже говорила.
а не пора ли  замахнуться на Вольтера. о Вольтерушке нашем  не писал только ленивый, но на его довольно потрепанном  примере Лотман выводит вот такую линию.
Как известно.авторитет Вольтера был офигительно высок.Все. что он выдавал на-гора.а это много -становилось. что называется,ТОПОВЫМ..и трендом.как сказали бы сейчас.
при этом,Вольтерко не считался,мягко говоря. белопальтовымлицом с хорошими руками. Да-с,мягко выражаясь.все понимали.какой он...ээ..редиска..Примерно такая жепозиция была в отношении Руссо - замечумимоходом. на простом примере,учитель того,КАК_НАДО_ВОСПИТЫВАТЬ_ДЕТЕЙ..главный-главный,бездуракофф)..сам своих детей сдавал в приют.ит.д.ит.п.
Это никого не удивляло.Это считалось комильфо.Потому что.пишет лотман,европейское общество того временивообще не сливало текст,"учение" итак сказать. личность автора. это были совершенно отдельные мухи и котлеты.. Ну какчасовых дел мастер может быть.к примеру..ээ.гомосексуалистом,допустим.или революционЭром,какБреге. кстати - это же никак не скажется на качестве его часов,точности их хода..так что жизнь самого Вольтера воспринималась как антракт.как легкая интермедия до и после основного действа - его "просветительства".. точто просветитель несовершенен не волновало и не интересовало.Гений - отдельно!"злодейства"-отдельно..детям-мороженое, бабе -цветы.
А вот в россии..подход был иначе.поэтому пушкинский Моцарт - русский)..гений всегда должен быть или "в белом пальто".или хотя бы его чистить. "да, он мерзок и низок.но не так как вы!"- это пушкин о байроне..
эта линия у Лотмана интересная, следуя по ней,можно много куда выйти.тем он и нравится мне.
Tags: книжки, рабочее
Subscribe

  • (no subject)

    советский плакат. 60-е, художник Царев

  • клеофея

    офигенный портретик! Клеофея Криг из Белликона есть женщины в швейцарских селеньях художник Ханс Аспер ученик Дюрера 1538 г.

  • хозяюшка

    художник Маргетсон, 30е г главная по тарелочкам) мне нравится очень, теплая, милая, домостроевская, стройная) а м.б. еще и потому, что салатик у…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • (no subject)

    советский плакат. 60-е, художник Царев

  • клеофея

    офигенный портретик! Клеофея Криг из Белликона есть женщины в швейцарских селеньях художник Ханс Аспер ученик Дюрера 1538 г.

  • хозяюшка

    художник Маргетсон, 30е г главная по тарелочкам) мне нравится очень, теплая, милая, домостроевская, стройная) а м.б. еще и потому, что салатик у…